Поездка Владимира Путина в Душанбе и Ашхабад призвана устранить потенциальную угрозу из Афганистана, считают эксперты NEWS.ru
Центральноазиатский визит Владимира Путина продлится два дня: во вторник, 28 июня, президент РФ встретился в Душанбе с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, в среду российский глава примет участие в Каспийском саммите в Ашхабаде. В планах Владимира Путина — общение с президентом Туркмении Сердаром Бердымухамедовым, двусторонние встречи с лидерами Азербайджана Ильхамом Алиевым и Ирана Эбрахимом Раиси. Эксперты обратили внимание, что президент России посещает страны, граничащие с Афганистаном. Тема региональной безопасности имеет большие шансы стать приоритетной, несмотря на целый клубок других проблем в Центральной Азии.
Вспомнив не так давно Петра Первого, который «возвращал и укреплял» земли «в Приладожье», президент России имел все основания поговорить о внимании императора к Центральной Азии. Именно после Северной войны Пётр распорядился развивать более тесные торговые и политические связи с местными государствами, отправив в регион две экспедиции. В петровскую эпоху эти государства оставались самостоятельными, но отношения с Российской империей они уже налаживали.
В наше время бывшие советские республики Центральной Азии, судя по высказываниям их политиков, без крепких экономических и политических связей с Москвой уже себя не представляют. Заинтересована в них и Россия, поскольку безопасность её южного фланга, в свою очередь, зависит от центральноазиатских государств. Таджикистан, по мнению экспертов, остаётся среди них наиболее сложным региональным звеном. Здешний клубок проблем включает социально-экономические сложности, афганское соседство, сепаратистские настроения на Памире. Вдобавок ко всему в стране намечен транзит власти от президента Рахмона к его сыну Рустаму Эмомали. Как утверждают эксперты, транзит этот не избавлен от некоторых вопросов со стороны представителей местной элиты. Поэтому визит президента России в Душанбе в эти дни, как отмечают эксперты, выглядит логичным.
Более того, стабильность в Таджикистане зависит от ситуации в соседнем Афганистане, с которым Москва вынуждена вести сложную политическую игру как в своих интересах, так и в интересах всего региона, отметил в беседе с NEWS.ru руководитель Центра изучения афганской политики, эксперт по Центральной Азии Андрей Серенко.
России приходится играть на двух шахматных досках одновременно. С одной стороны, с нынешними властями Афганистана — «Талибаном» (запрещен Верховным судом РФ. — NEWS.ru) — обходительно работает МИД России. С другой стороны, российские силовики поддерживают отношения с противостоящим ему Фронтом национального сопротивления (ФНС), созданным Ахмадом Масудом, у которого в Таджикистане находится штаб-квартира. Президент Рахмон в этом вопросе оглядывается, главным образом, на Москву. Это очень непростая игра для России, но она поступает грамотно, действует на опережение, — отметил Андрей Серенко.
Сам факт приезда Владимира Путина в Таджикистан уже говорит о серьёзной роли этой страны, заявил NEWS.ru политолог Анвар Акматов. Однако, по его словам, эта роль вызывает и тревогу: позиция Душанбе по Афганистану может существенно осложнить жизнь соседним странам. В частности — поддержкой Таджикистаном Масуда.
Отношение Душанбе к «Талибану» иное, чем у Ташкента, Бишкека, Нур-Султана, которые, в принципе, готовы вести диалог с фактическими властями Афганистана. О признании новых властей страны пока речь не идёт, но говорить с соседним государством надо. А в Душанбе поддерживают Масуда, там приняли в прошлом году от США 35 боевых самолётов и 26 вертолётов, угнанные у талибов. «Талибан» ориентирован на внутренние процессы, но он может, скажем так, не препятствовать проникновению в наш регион террористических групп, состоящих из узбеков и таджиков. Пробраться они могут вплоть до Казахстана, после чего уйти, например, по горной местности в Киргизию, затем в Таджикистан. Им ничего не стоит организовать кровавые теракты. В этих горах их никто не найдёт, — убеждён Анвар Акматов.
Как считает политолог, хаос в регионе выгоден прежде всего Западу. С одной стороны, многочисленные и хорошо подготовленные террористы с территории Афганистана смогут совершать нападения и взрывать объекты вплоть до Поволжья, спровоцировать исход беженцев в Россию. С другой стороны, они в состоянии нарушить логистические пути Китая, доставляющего грузы через страны СНГ в Европу, перекрыть трубопроводы. Получается, что террористические группы могут нанести урон сразу двум своим державам-противникам: России и Китаю. Владимиру Путину предстоит провести серьёзный диалог с Эмомали Рахмоном с целью добиться положения, при котором террористы должны остаться по другую сторону таджикско-афганской границы, убеждён собеседник интернет-издания.
Не будем забывать, что опасность открытия Западом «второго фронта» против России сохраняется, — заметил Акматов. — Украинская тема начинает терять актуальность в мире, рубль укрепляется, санкции не работают, как хотел Запад. И тогда он может поджечь ситуации здесь — руками террористических групп. В принципе, любая вспышка в состоянии опрокинуть регион в дестабилизацию. В Таджикистане тонких мест хватает: непредсказуемой могла оказаться спецоперация силовиков в Горно-Бадахшанском автономном округе, опасны перманентные пограничные вооруженные конфликты на таджикско-киргизской границе. Подобные вольности в такое время недопустимы.
У Андрея Серенко иной взгляд на способы сдерживания потенциальной опасности в отношении России и Центральной Азии.
Очень важно в этих условиях поддерживать контакты с Ахмадом Масудом. Ведя боевые действия против талибов (запрещены в РФ. — NEWS.ru) в Панджшере, он оттягивает их основные силы на себя. Талибы вынуждены заниматься теми проблемами, которые им создаёт ФНС. Всё идёт к тому, что большие сложности у талибов могут появиться в афганском Бадахшане. Все эти действия лишают талибов возможности раскатывать губу на соседние регионы. Роль Масуда в этом нельзя преуменьшать, — считает собеседник NEWS.ru.
Эксперт не исключает, что Масуд может оказаться в эти дни в Душанбе, чтобы встретиться с каким-либо представителем российской делегации — подобные связи существуют. Возможно, не случайно поэтому в российские СМИ регулярно просачиваются сведения о тайных визитах Масуда в Россию. Получается, что его отец Ахмад Шах Масуд, известный в годы афганской войны (1979–1989) в качестве министра обороны страны, воевал против советских войск, а сам руководитель Фронта национального сопротивления сейчас может получать из Москвы определённую помощь.
Если специальная операция на территории Украины продолжает нести исключительно военный характер при полном отказе от переговоров, с экономическим противостоянием с Западом, то в Центральной Азии Москве приходится вести сложные дипломатические баталии. Действовать здесь надо, учитывая правила Востока, который, как известно, остаётся делом очень тонким.
Neat blog! Is your theme custom made or did you download it from somewhere?
A theme like yours with a few simple tweeks would really make
my blog shine. Please let me know where you got your theme.
Thanks